"Комментарий: 21 век "                      аналитическая газета                                   
 ООО «Издательский дом «Белый Ангел» представляет аналитическую газету "Комментарий: 21 век"
     В газете представлены материалы, представляющие интерес для читателя
   Главная
Ярмарка идей
 Контакты  

 

 

Главный бухгалтер Московской патриархии Наталья Дерюжкина назвала "мифом" расхожее мнение о якобы баснословных прибылях Русской православной церкви.

"Патриархия получает прибыль от предприятия в Софрино и сравнительно небольшого гостиничного комплекса "Даниловский". Остальное - пожертвования, которые сегодня есть, а завтра их нет", - сообщила Н.Дерюжкина в интервью журналу "Фома", опубликованному в августовском номере издания.

Вообще же, по ее словам, доходная часть церковного бюджета сопоставима с оборотом средств средней столичной фирмы.

Основная расходная часть бюджета патриархии, по словам Н.Дерюжкиной, приходится на комплексное содержание Московской и Санкт-Петербургской духовных академий и семинарий - около 60 млн. рублей в год.

Комментируя отдельные публикации в прессе с обличениями "несметных" богатств и коммерческих доходов Русской православной церкви, главный бухгалтер Московской патриархии заявила, что подобные материалы "зачастую пишут люди, которые не только совершенно не разбираются в вопросе, но и не обладают элементарными знаниями". В заключение она подчеркнула готовность Московской патриархии и ее сотрудников оказывать помощь людям, которым "действительно нужна серьезная помощь".

"Патриархия - это не та организация, где вас не станут слушать и не попытаются помочь, если это окажется в наших силах. Правда, если помогут, то сделают это тихо, не крича на весь свет", - отметила она. Но по данным СМИ РПЦ стала одним из крупнейших инвесторов. Доходы Церкви — миллионы евро в год  В Москве, по самым скромным подсчетам, уже больше ста земельных участков в самых престижных центральных кварталах столицы принадлежат РПЦ. Что на них будет, знают только Бог и Центр инвестиционных программ РПЦ (ЦИП РПЦ) – специально созданное бизнес-подра 

Доходы Русской православной церкви (РПЦ) давно перестали исчисляться копейками, которые прихожане бросают в жестяные ящики у входа в храм. Церковь зарабатывает сама, выступая инвестором, в частности в бизнес-центры. На прошлой неделе в Москве прошел Архиерейский собор Русской православной церкви. Один из главных вопросов – «Церковь, государство и общество». Можно было бы смело добавить «и бизнес», в котором РПЦ в последнее время играет все более серьезную роль, пишет «Собеседник».

Бизнес-центр «На Спартаковской» – современное здание, расположенное неподалеку от всех главных «святынь» Москвы – Кремля, Третьего транспортного и Садового кольца. Мировой уровень оснащения, тысячи квадратов по цене 800 евро в год за метр. Пустующих площадей нет, «Спартаковка» – благодать для инвестора, стабильный доход в несколько миллионов евро в год. Инвестор – Русская православная церковь.

Первый бизнес-шаг РПЦ сделала, открыв гостиницу «Даниловская» при Даниловом монастыре. Предполагалось, это будет уютный уголок для паломников и священников. Но постепенно идея приобрела размах. Сейчас в гостинице на 120 стандартных и полулюксовых номеров есть ресторан, бар, 2 сауны, бассейн, спутниковая связь, обмен валют и бизнес-центр. Интерьер и цены скорее бизнесовые, чем паломнические – от 3700 до 6800 рублей в сутки с человека.

В 2007 году ЦИП РПЦ организовал международный инвестиционный форум в Берлине, где поделился своими богоугодными планами: строительство бизнес-центра на углу Пятницкой и Климентовского переулка, элитных жилых комплексов в Лазоревом проезде и на Остоженке (центр Москвы), возведение целого микрорайона «Тверь-Сити» с гостиницами, жилыми домами, магазинами, супермаркетами, застройка центра Владимира

«Мы ожидаем не менее 40% прибыли, а гарантией инвестиций служит авторитет Патриарха Алексия II», – сказала директор ЦИП Елена Шульгина.

Центр инвестиционных программ не афиширует себя

ЦИП РПЦ был создан еще в 2004 году по благословению Патриарха, но его телефон не значится на сайте Московской патриархии, справочная не знает их телефона. Его координаты можно узнать, только представляясь потенциальным инвестором и преодолев несколько инстанций патриархии. ЦИП расположился на территории храма Михаила и Федора Черниговских, в стенах Международного православно-просветительского центра. ЦИП не то что скрывается, но и не афиширует себя, отмечает издание.

«Мы не заинтересованы в публикациях, – честно сказал глава аппарата ЦИП Дмитрий Шамин. – Нет, мы не кулуарная организация. Но мы сами публикуем информацию о центре. Согласованную с нами».

Осторожность Шамина понятна, дела ЦИП РПЦ не всем нравятся. Высказывания политолога Анатолия Баранова про то, что РПЦ превратилась в «смесь отдела администрации президента по работе с верующими, феодального Московского Патриархата и корпорации новых олигархов в рясах», цитируют повсюду.

«Сравнение с Католической церковью не вполне точное, – осторожно возразил Дмитрий Шамин. – РПЦ просто возвращает себе то, что у нее было до 1917 года. В таком случае РПЦ только в начале большого пути: до революции она была одним из крупнейших землевладельцев и собственников в России».

Среди учредителей ЦИП люди из Московской Патриархии, инвестиционного агентства Центрального федерального округа, Ассоциации российских банков, Торгово-промышленной палаты, Внешторгбанка, Аэрофлота.

Экскурсии, корпоративы и благословение — все за деньги

На сайте храма Христа Спасителя висит прайс платных услуг. Экскурсия по храму – 500–1000 рублей с человека. Подъем на смотровые площадки – 220–450 рублей, фото — и видеосъемка – удовольствие тоже не бесплатное, запечатлеть лики и виды стоит до 1000 рублей с группы (профессиональная съемка – в 10 раз дороже).

Более серьезные заказы – аренда залов: от 65 до 330 тысяч в день. Зато потом можно козырять «корпоративом», проведенным под золотыми куполами. Непонятливым церковники терпеливо объясняют, что есть ХХС – храм, а есть одноименная московская фирма, и их не надо путать. Главное, чтобы Бог эти объяснения тоже правильно понял.

Московские банки «Софрино» и «Пересвет», кроме банковских лицензий, могут похвастаться церковным благословением на деятельность, представителями патриархии в составе учредителей и куполами на логотипах. «Софрино» предлагает вклады «Пасхальный» и «Рантье» под стандартные 10%.

Современному человеку непросто ориентироваться в быстро меняющемся мире. Приходя в церковь, попадаешь в финансовое учреждение, а оказавшись в финструктуре, можешь и не догадываться, что на самом деле это почти что храм, не запутаться бы, заключает издание.

Власти.нет  Церковь настояла на том, чтобы Правительство РФ подготовило упрощенную форму отчетности для религиозных организаций. Правительство РФ подготовило упрощенную форму отчетности для религиозных организаций, которые, в соответствии с законом "О некоммерческих организациях", обязаны подавать ежегодный подробный отчет о своей деятельности, финансовых поступлениях и тратах.
   Напомним, что принятые в конце 2005 года поправки в закон о некоммерческих организациях серьезно ужесточили требование государства к таким компаниям: все НКО должны ежегодно представлять детальный отчет о своей деятельности в ФРС. Где они отчитываются о любых мероприятиях и проектах, указывают точное количество людей, принявших в них участие, сообщают о поступлении и расходовании финансовых средств.
   Под действие закона попала и церковь, которая также является некоммерческой организацией. В декабре прошлого года лидеры традиционных конфессий обратились с письмом к президенту Путину с просьбой смягчить для них требования закона.  Росрегистрация предложила религиозным организациям давать отчет только по четырем статьям: - "Основные виды деятельности в отчетном периоде в соответствии с уставом"; - "Источники формирования имущества" (надо указывать поступления как от российских, так и иностранных юридических лиц); - "Сведения о расходовании денежных средств, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства"; - "Средства об использовании иного имущества".
   Однако представители православной церкви остались недовольны тем, что им все еще придется отчитываться "об использовании иного имущества". "Это означает, что нам придется делать опись всего имущества – кадило, кропило и т. д., а это сделать физически невозможно",– заявила юрист Московской патриархии Ксения Чернега.
   Помимо этого церковь выступила с инициативой отчитываться только за зарубежные деньги, не представляя сведений о поступлениях от российских пожертвователей.
   Правительственная комиссия под председательством Дмитрия Медведева поручила Минюсту, Минэкономразвития и Минфину вновь вернуться к упрощенной форме отчетности и "с учетом состоявшегося обсуждения разработать к 2 апреля 2007 года проект постановления о внесении изменений в постановление правительства России #212 от 14 апреля 2006 года".
   Проект поправок может быть пересмотрен не только для церкви, но и для всех остальных НКО. Ответственный секретарь правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений Андрей Себенцов сообщил: «Если текущий год покажет, что данную форму отчетности невозможно исполнить, вполне возможно, что ее пересмотрят". 

Власти.нет 

Священник Глеб Якунин                                                                                                                                             Российское общество, как никогда нуждается сегодня в духовной опоре. Естественно, что взоры многих в поисках высшей правды обращаются к тысячелетней христианской традиции - к российскому Православию. Несколько поколений россиян, насильно оторванных от веры отцов, никогда не державших в руках Евангелие, лишенных элементарных знаний в религиозной сфере, потянулись к церковной ограде, свято веря, что, ступая под своды древнего храма, они приобщаются к той самой Церкви, что берет свое начало от святого князя Владимира, крестившего Русь в 988 году, - к Церкви преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Еще бы - ведь они поклоняются тем же иконам, молятся Богу также, как сотни лет назад молились их предки.

они нисколько не сомневаются в том, что патриарх Московский и всея Руси Алексий II, окруженный византийским великолепием, есть законный наследник в ряду святителей от первых Киевских митрополитов до святого патриарха Тихона.

Но в действительности, это совсем не так. В 1927 году законное центральное управление Православной Российской Церкви было прервано большевистским насилием, а остатки гонимых христиан, спасаясь от истребления, ушли в катакомбы

На место подлинной Церкви из представителей завербованного чекистами "временного синода" митрополита Сергия (Страгородского) была образована в 1943 году Сталиным и Берией Московская патриархия - та самая, что сегодня у всех на слуху В условиях тяжелой войны Сталин начал разыгрывать "религиозную карту", в том числе, перед военными союзниками Для этого он поручил Л. Берии и полковнику госбезопасности Г. Карпову "возродить" православную Церковь, митрополит Сергий был провозглашен Патриархом всея Руси и начал ускоренно насаждать Московскую патриархию в СССР и за рубежом.  Поэтому глубокая потребность современной России в духовном авторитете и нравственном фундаменте наталкивается на косность Московской патриархии - дочернего ведомства "КГБ", десятилетия осуществляющего поставленную перед ним цель: прикрываясь религиозной деятельностью, ревностно служить антирелигиозному тоталитарному государству.

С 988 года Православие стало на Руси государственной религией. Вместе с крещением князем Владимиром была принята византийская модель отношений государства и Церкви - цезаре папизм, означающий фактическое подчинение Церкви абсолютной царской, в дальнейшем - императорской власти.

Но в то же время Церковь жила и по своим внутренним древним правилам: все важнейшие религиозные вопросы решались соборно. Священники и епископы избирались самими верующими, а посвящались уже священноначалием. Троекратное "Аксиос!" ("Достоин!") народ произносил, хорошо зная кандидата на рукоположение.

В 1721 году император Петр 1 упразднил соборность Церкви, создав подчиненный себе Правительствующий Синод. Сей необычный для Церкви орган состоял из нескольких человек и был наделен властью, большей, чем Патриарх и Поместный Собор вместе взятые. Это было явное попрание канонических устоев Церкви! При этом все архиереи письменно согласились с подготовленным указом Императора.

В 1990 году на Поместном соборе РПЦ тайным голосованием патриархом "всея Руси" был избран Алексей Михайлович Ридигер, причем вновь был нарушен канонический порядок, установленный на Поместном соборе 1917-1918 годов. Члены собора 1990 года побоялись доверить Богу, "который смотрит не так, как человек... не на лицо, а на сердце" (II Царств, гл.16 ), судьбоносное для России дело. Поэтому епископат сам себе выбирал начальника из двух "борцов с отсталыми и враждебными взглядами" (т.е. с религией): митрополитов Алексия (Ридигера) и Владимира (Сабодана), воспитавшими не одно поколение советских пастырей в духе ленинской морали и социалистического отношения к собственности. Митрополит Алексий, имевший больше орденов, почетных знаков и грамот, одержал закономерную победу.

Уже в октябре 1990 года были приняты союзный и российский законы о свободе вероисповеданий, предоставившие Церкви право юридического лица и неограниченную свободу как религиозно-просветительской, так и издательской, и производственно-хозяйственной деятельности.

Как воспользовалась Московская патриархия этой свободой? Проблема официальной социальной доктрины и проповеди церкви в обществе (миссионерская деятельность) заинтересовала Московскую патриархию только через четыре года (!) после обретения законодательных прав. Практически все возможности для этого, открывшиеся благодаря близким контактам с руководством страны в 1991-1994 годах не были реализованы. Вместо этого имели место лишь забота о получении всевозможных материальных льгот, а также массовое открытие разрушенных храмов и монастырей, даже если в них практически нет верующих и нет средств для реставрации - лишь бы они не достались истинным правопреемникам Православной Российской Церкви - церкви катакомбной, с фанатичным упорством гонимой КГБ, и церкви синодальной Зарубежной - "Белой церкви".

За четыре с половиной года полной, даже бесконтрольной свободы Московская патриархия все усилия сосредоточила на улучшении условий жизни административной верхушки церковного управления, а также занималась массированным лоббированием всевозможных льгот для различных коммерческих и полукоммерческих структур, которые делились частью "теневой" прибыли с церковными аппаратчиками. Московская Патриархия, синодальные отделы, члены Синода выступают соучредителями, членами правлений или акционерами сомнительных банков, предприятий по сбыту драгоценных металлов, нефти, и проч., при этом не внося ни копейки или делая чисто символический взнос. Налоговые льготы для религиозных объединений, а также и пролоббированные частные льготы, спецлицензии на экспорт нефти и другого сырья - это и есть доля Московской патриархии в теневом бизнесе. Однако прибыль, получаемая за счет этой доли, бесследно исчезает, когда речь заходит о финансировании духовного образования, просвещения, благотворительности, социального служения, телепередач. На это денег в Патриархии нет.

Так, Архиерейский Собор в феврале 1997 г. объявил, что годовой бюджет Патриархии в 1993-94 годах составлял около 1 миллиона долларов, 1995-96 годах - по 2 млн. долларов. Однако, по официальным данным, только от отравления населения России махоркой - продажи беспошлинно ввозимого табака в 1995 г. - Отдел внешних церковных сношений получил 75 млн. долларов, в 1996 - 23 млн. долларов. Николо-Угрешский монастырь ( находится в прямом подчинении у Патриарха) только от спаивания населения "зеленым змием" - реализации алкоголя - получил 350 млн. долларов. Факт торговли подобной "гуманитарной помощью" с перечислением денег "табачным митрополитам" и "водочным монахам" официально подтвержден по моему запросу прокуратурой.

Табак составлял 42% от так называемой "гуманитарной помощи", которая при этом беззастенчиво продавалась. После того, как 18.7.1996 льготы всевозможным жуликам были отменены, 12 сентября 1996 г. Правительство РФ поручением № ВЧ-П2-3/1286 воскресило эти льготы для дельцов от Русской Православной Церкви.

РАО "Международное экономическое сотрудничество", где Патриархия - основной учредитель, экспортировало в 1994-95 гг. 14,7 млн. тонн нефти (оборот в 1996 г. - 2 миллиарда долларов). Пока не открыты сведения по другим предприятиям, торгующим нефтью, алмазами, золотом, в котором замешана патриархия.

Алмазные звезды церкви - агенты "Адаманта", - не чураются и бриллиантового бизнеса. Так, например, АОЗТ "АРТГЕММА", контролируемая ОВЦС Московской Патриархии, получила только в 1994 году от Росдрагмета алмазов для переработки и сбыта на сумму в 6 млн. долларов.

Рассматривая вопрос о теневой деятельности РПЦ, еженедельник "Московские новости" (№ 25 от 2000г.), писал: "…чем выше в последние годы политическое значение церкви и её главы тем активнее церковь врастает в экономику …" На территории СНГ церковь превратилась в гигантский офшор с неконтролируемыми денежными потоками. Пародоксально, но благосостояние РПЦ впрямую не зависит ни от количества прихожан, ни от количества приходов ( ввиду астрономической величины теневого дохода РПЦ). До основания разрушены основы православной соборности. С самого основания РПЦ в 1943 году был отвергнут принцип выборности епископата. Далее, введенный Поместным собором в 1917-1918 гг., этот принцип был ликвидирован. Были ликвидированы также формально существовавшие даже в советские времена выборы приходских старост. В результате последних нововведений председатели церковных собраний не избираются прихожанами, а могут назначаться правящими архиереями. Тому уже есть примеры. Патриарх назначил протоиерея Олега Клемышева одновременно и настоятелем, и старостой в разгромленную общину отца Георгия Кочеткова. Из многих епархий приходят жалобы на епархиальные управления, предписывающие приходам принять новые уставы, в которых допускается возможность прямого назначения старост "сверху". Выступая в конце декабря 1997 года на московском епархиальном собрании, Алексий II подвел каноническую базу под патриархийный тоталитаризм. Извращая смысл 39-го Апостольского правила, гласящего: "пресвитеры и диаконы, без воли епископа ничего да не совершают", патриарх расширяет норму, касающуюся богослужебной деятельности, до необъятных размеров, в частности, угрожая расправой всякому клирику, рискнувшему "обращаться к государственным властям без соизволения вышестоящей церковной власти". Неудивительно, что патриарх считает такое толкование 39-го правила "фундаментальным церковным законом". В дальнейшем это положение было подтверждено решением очередного архиерейского собора. 

Что представляет собой Русская православная церковь в экономическом плане? По нашему мнению - гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных экономических агентов. Точное число этих агентов определить невозможно, но только по официальным данным РПЦ имеет не менее 19 тысяч приходов (общин) и примерно такое же число священников. Кроме того, есть еще приблизительно 500 монастырей, около 130 епархиальных управлений, а также неизвестное число коммерческих структур, действующих при храмах или контролируемых отдельными священниками.

Несмотря на такой размах экономической деятельности РПЦ, как и другие общественные организации, - и в отличие от большинства корпораций - по уставу не ставит своей целью извлечение прибыли, а декларирует первоочередность идеологических задач. Примат идейного над материальным оставляет решение экономических вопросов как бы на втором плане. Поэтому пакет "базовых услуг" (служба в храме, исповедь, причастие, а также иногда обряды крещения и отпевания) предлагается потенциальному потребителю вроде бы бесплатно, хотя реально он оплачивает их, покупая требующиеся для ритуалов свечи. Дополнительные услуги - специальные "службы" (поминовение, чтение акафистов святым и т.п.) и "требы"1 (крещение, отпевание, освящение жилья и предметов и т.п.), - а также ритуальные предметы и литература оплачиваются отдельно. Сочетание мнимо-бесплатного и платного набора услуг не является уникальной особенностью церковной экономики, но является ее отличительной чертой.

Казалось бы, экономика РПЦ находится в прямой зависимости от количества приходящих в храмы людей. Однако в реальности примат идеологии позволяет решать экономические задачи во многих случаях без оглядки на реальное число прихожан: в благоприятных для церкви условиях - через контакты с властями и бизнесом, в неблагоприятных (например, в нищей провинции) - за счет мужества и стойкости духовенства, выражающихся, в том числе, и в готовности служить бесплатно.

Современное экономическое устройство РПЦ основано на принципах архаичного "вотчинного" уклада2, когда жесткое административное подчинение во вертикали Патриархия-епархия-приход (монастырь) обеспечивается за счет предоставления нижестоящим этажам широких экономических прав или, используя ту же средневековую терминологию, "кормлений". В результате в экономическом плане церковь как организация образует "трехслойный пирог", на каждом уровне которого имеются свои источники доходов и способы ухода от налогов. Конечно, существуют формальные механизмы перечисления средств по вертикали вверх (в значительной мере как реликт отношений, навязанных советским государством), однако они практически не пользуются. На последнем Архиерейском соборе 2000 г. Патриарх пожаловался, что перечисления епархий составляют всего 5% бюджета Патриархии и этих денег хватает только на два месяца нищенского финансирования Московской и Санкт-Петербургской семинарий.

Поэтому вопрос, "кто и сколько в церкви крадет", в общем-то, бессмысленен (за исключением, естественно, взлома сейфов). На своем месте каждый священник или церковно-административный работник имеет столько, сколько может иметь, не вызывая слишком часто конфликтных ситуаций. Также бессмысленно говорить о едином бюджете РПЦ и обороте всей церкви. Мы можем описать лишь отдельные аспекты ее деятельности.

Доходы наличные и безналичные

Доходы РПЦ как организации мы делим на наличный денежный оборот и безналичную помощь. Как известно, сейчас РПЦ одновременно восстанавливает что-то около десяти тысяч храмов, и общество (государственные и коммерческие организации, частные лица) оказывает ей в этом содействие. При этом, столкнувшись в начале 1990-х годов с тотальным расхищением пожертвованных средств (самая скандальная история - полностью разворованный фонд строительства храма на месте расстрела семьи Николая II в Екатеринбурге), спонсоры теперь помогают церкви строительными материалами, оплатой коммунальных расходов и услуг. Распространена и трудовая помощь со стороны верующих людей: роспись храма "во имя Христа" или постройка иконостаса по "православным расценкам" могут обойтись на порядок ниже средних цен, хотя при этом труднее гарантировать их качество. Подобная помощь, при которой священники не получают на руки денег, меж тем как православная инфраструктура восстанавливается, зачастую бывает очень значительной и намного превышает прямые доходы церкви. В качестве типичного примера можно привести одну из подмосковных церквей, имеющую маленький приход и годовой оборот всего в 1,5 тысячи долларов. Однако на другом берегу реки располагается небольшой городок, богатым жителям которого, по словам старосты церкви, "нравится показывать своим гостям рукой на храм и говорить: "Вот видите кованную решетку? Я поставил!" Благодаря стараниям такого рода спонсоров храм за несколько лет сумел провести капитальный ремонт и возвести несколько хозяйственных построек.

Поскольку вычислить объемы подобной помощи не представляется возможным, мы не будем подробно говорить о них в нашем исследовании. Да и сама церковь считает помощь жертвователей делом ненадежным и временным. Гораздо большее значение для нее имеют постоянные источники дохода, от которых духовенство и приходы получают наличные средства.

На низовом, приходском уровне постоянный доход складывается из трех составляющих: прибыль (до 6000% - шести тысяч процентов) от продажи свечей (60-70% всего оборота храма), продажи "товара" (литература, иконы, крестики и прочее) и треб (крещение, отпевание, чтение акафистов и поминальных записок). Две последних составляющих совокупно дают примерно 30-40% дохода. Непостоянными и, как правило, никак не учитываемыми доходами храма являются "кружечный сбор" (деньги, собираемые во время службы, которые тут же делятся между священником и работниками храма) и упоминавшиеся выше пожертвования частных и корпоративных благотворителей. В непостоянные доходы мы можем отнести и побочную коммерческую деятельность священников - от мастерских по производству надгробных камней и челночной деятельности до алкогольных минизаводов и операций с ценными бумагами.

Те суммы, которые попадают в бухгалтерские книги прихода, по общему мнению церковных работников, не имеют никакого отношения к действительности. Хотя доходы храмов очень сильно разнятся в зависимости от их местоположения, компетентности клира, степени "раскрученности" и экономической ситуации в регионе, можно с уверенностью говорить о том, что годовой оборот мелкого сельского храма не менее тысячи долларов, городского - от трех тысяч, крупные храмы в райцентрах - от 8 тысяч, кафедральные собор или другие большие храмы в областных центрах - от 80 тысяч. Суммарный годовой оборот наличности семи с половиной тысяч приходов РПЦ на территории России даже после кризиса достигает, как минимум, ста миллионов долларов.

На что же тратятся эти немаленькие, в общем-то, деньги? Боюсь, что ответить на этот вопрос будет сложнее, чем на вопрос, как они зарабатываются. Основная статья расходов храма - это, безусловно, выплата жалования его служащим. Вокруг среднего (райцентровского) храма их может кормится до 25 человек (половина - оплачиваемый хор). Если сторожа и уборщицы получают копейки, то священники, бухгалтер и хор, как правило, зарабатывают достаточно приличные деньги. Конечно, по официальной ведомости их зарплаты способны выбить слезу из глаз проверяющего, но в реальной жизни все не так плохо.

Все остальные траты - непостоянны. Облачения и утварь покупаются один раз и используются годами. Строительство и ремонт во многих случаях ведется за счет меценатов (хотя и без расходов прихода дело не обходится), коммунальные услуги, как правило, не оплачиваются, налог в епархию перечисляется "по возможности" (что зависит в немалой степени от позиции архиерея и его секретаря). Некоторые крупные храмы содержат какой-нибудь объект православной инфраструктуры (воскресную школу, благотворительную столовую) или помогают развиваться мелкому приходу, но это обычно не слишком обременительно. Самое главное, что расходование всех этих средств находится в полной зависимости от личной воли настоятеля храма (реже старосты). Поэтому стоит ли сильно удивляться наличию у священников больших и красивых недавно отстроенных домов, иномарок, сотовых телефонов или частым паломничествам в дальнее зарубежье, что в последнее время стало очень популярным.

По прежнему большие суммы наличности копятся "на всякий случай". Оставшаяся от советских времен привычка иметь подобную "заначку" (причем, зачастую, в рублях) приводит к тому, что немалая часть накопленных средств сгорает в инфляции или похищается людьми из "ближнего круга".

Для пополнения церковных лавок к настоящему времени в России, да и в других государствах СНГ, сложилась достаточно серьезная и разветвленная инфраструктура. Мало кто знает, что только в России есть, как минимум, две околоцерковные структуры, составляющие серьезную конкуренцию знаменитому "Софрино", и несколько десятков более мелких "свечных заводиков". Только православное книгоиздательство имело в 1999 г. оборот не менее чем в 9 млн. долларов, выпустив не менее 11 млн. экземпляров литературы. Не счесть и паломнических агентств, столярных, швейных и иконописных мастерских, торговых и посреднических фирм, специализирующихся на изготовлении и реализации "православной продукции".

Епархиальное управление имеет свои источники дохода, лишь отчасти связанные с деятельностью приходов. Налог на приходы (если он собирается) и прибыль от работы епархиального склада дают, по нашим расчетам, чистую прибыль примерно 100 тысяч долларов в год. Доходы от прочих источников деятельности - от организации демонстрации "гастролирующих святынь" до собственных заводов (самый известный - "Святой источник") - учету не поддаются. Оплата текущих расходов епархиального управления и выплата зарплаты его сотрудникам, как обычно, перекладывается на кафедральный собор, прибыль распределяется "по потребностям". Если учитывать, что сейчас на территории России примерно 70 епархий, то получается, что годовой доход епархиальных управлений равен, примерно, 7-8 миллионам долларов.

Бюджет Московской патриархии формируется из доходов Художественно-промышленного предприятия РПЦ "Софрино" (около 20%), гостиничного комплекса "Даниловский" (около 20%), отчислений храмов г.Москвы (менее 10%), епархий (2,5-5%) и загадочных "пожертвований" (на 1994 г.) или "управления временно-свободными средствами" (на 1997 г.), наполнявших не менее половины церковной казны. Загадочные доходы были получены в виде дивидентов от деятельности нефтеэкспортера - компании МЭС (на 1994 г. - 8,5% общероссийского нефтяного экспорта), где церкви в разные годы принадлежало от 40 до 20% акций, а также от иного участия в деятельности "большой" экономики, подробности которого тщательно скрываются.

Отделы (министерства) Московской патриархии формированием своего бюджета де-факто занимаются самостоятельно. Наиболее известна скандальная деятельность Отдела внешних церковных сношений, ввозившего в 1996-1997 г.г. под видом гуманитарной помощи сигареты на суммы в миллионы ЭКЮ.

Что же государство?

Российское государство рассматривает РПЦ как своего основного партнера в произвольно понимаемой "сфере духовности". Признавая церковь в качестве одного из важнейших элементов конструируемой национальной идеологии, власть "отпускает ей грехи" в экономической сфере. Льготы церкви начинаются с того, что в храмах законодательно разрешено не ставить кассовые аппараты и налоговые чиновники избегают заглядывать в приходскую отчетность. Однако наиболее серьезным послаблением церкви стало то, что государственные органы вообще де-факто выводят финансовые операции РПЦ за рамки действующего законодательства. Неуплата налогов, в том числе с продажи нецерковной продукции, торговля нелицензированным золотом, отказ отдавать банковские кредиты, участие в нелегальном импорте подакцизных товаров, крайне сомнительная роль в распределении имущества Западной группы войск - все эти многократно описанные в прессе махинации не привели ни к одному судебному решению.

 

 

 

Hosted by uCoz