Историки утверждают, что
человечество в целом и каждый этнос в отдельности является по сути
организмом, структуру которого определяет традиция, сложившаяся в
течение многих поколений, методы воспитания и просвещения, состоящего из
мировосприятия, религии, мифологии, литературы и искусства,
выработавшихся в определенный временной отрезок. Для того, чтобы уяснить суть проблемы придется прежде разобраться с
понятиями, и первым таким понятием будет “цивилизация”. Последователи цивилизационого
подхода, основы которого разработаны Н.Данилевским,
К.Леонтьевым, О.Шпенглером, А.Тойнби, понимают под
цивилизациями относительно локальные культурно-исторические
общности, определяющиеся наличием ряда черт объективного
характера таких как религия, язык, обычаи, экономические,
правовые и иные общественные институты, а также субъективной
самоидентификацией людей.
Самуэл Хантингтон определяет «цивилизацию» таким
образом: «Цивилизация - это широчайшая культурная общность.
... Цивилизация ... представляет собой самую широкую
культурную группировку людей и самый широкий круг их
культурной идентификации - за исключением того, что вообще
отличает людей от других живых существ. Цивилизацию определяют
и такие общие объективные элементы, как язык, история,
религия, традиции, институты и субъективная самоидентификация
людей. ... Цивилизации - это самое большое "мы", где человек
чувствует себя в культурном отношении дома, и одновременно то,
что отделяет нас от всех "них" - тех, что вовне. В зависимости от точки зрения , таких цивилизаций
насчитывается
только пять: 1) западная (католико-протестантская);
2) восточно-христианская (православная); 3) исламская; 4) дальневосточная
(китайско-конфуцианская); 5)индо-буддистская. Можно добавить еще
две - африканскую и латиноамериканскую.
Но мы будем
рассматривать две цивилизации: так называемую "романо-германскую или
европейскую" цивилизацию и российскую, "евроазиатскую" и их
взаимоотношения.
Что такое "европейская" цивилизация, к
которой некоторые предлагают присоединиться.
Европейская цивилизация рассматривается как
культурно-историческое целое, основанное на общности
истоков, исторической судьбы и наследия. Европа - это
прежде всего целостность, сформированная уникальным
наследием греческой философии, римского права и
христианских традиций.
Среди факторов определивших
европейское сознание, назовем также
противодействие внешней угрозе, прежде всего
мусульманской. Ключевым в осмыслении
современного процесса объединения Европы стало
понятие “европейская идея” ; в широком смысле
слова - это идея европейской общности,
заключающей в себе многообразие народов и
культур.
Наряду с факторами единения в Европе действовали
и факторы “полярности” : противоречия между
церковью и государством, нацией и империей,
католицизмом и протестантизмом, теорией и
философией, наукой и верой.
Романо-германская цивилизация на основании
секуляризации западного христианства (католицизм,
протестантизм) построила особую пост-христианскую
систему, ставящую на первое место индивидуализм, эгоизм,
конкуренцию, материализм, технический прогресс,
потребительские ценности, экономическую эксплуатацию
сильными слабых. Эта цивилизация приравняла к «отсталым»
культурам не только культуры Востока и Третьего мира, но
и незападные направления христианского мира, в
частности, Православие.
ЕВРАЗИЙСТВО
– идейное и общественно-политическое
течение первой волны русской эмиграции,
объединенное концепцией русской культуры
как неевропейского феномена, который
обладает в ряду культур мира уникальным
соединением западных и восточных черт, а
потому одновременно принадлежит Западу и
Востоку, в то же время не относясь ни к
тому, ни к другому. Что касается
особенностей России
как государства - Россию
необходимо рассматривать как отдельную цивилизацию, самостоятельную и
самобытную. Россия должна осознавать себя центром самодостаточной
евразийской цивилизации. Главная
цель России в XXI веке - это развитие самобытной российской цивилизации,
цивилизации сотен культур и десятков народов. Политическое
противостояние Западу и создание для этого некоего уравновешивающего
евразийского блока - не самоцель, а средство для того, чтобы сохранить
наше самобытное развитие.
Наиболее
ценным аспектом мысли князя Трубецкого, основателя евразийства, фундаментом
всего евразийского мировоззрения
является утверждение радикального
дуализма цивилизаций, осмысление
исторического процесса как конкуренции
двух альтернативных проектов. Именно
этому дуализму посвящена первая
теоретическая книга князя Трубецкого
“Европа и человечество” . В ней в скупых и часто приблизительных выражениях проводится
следующая мысль: никакого единого пути развития цивилизации не существует, за
такой претензией скрывается лишь стремление одной конкретной агрессивной формы
цивилизации, а именно, романо-германской цивилизации, к универсальности,
единственности, гегемонизму и абсолютности.
И человечество, в понятии
Трубецкого, является
объединенной категорией всех тех
народов, культур и цивилизаций.
которые существенно отличаются
от европейской модели. Трубецкой
утверждает, что это отличие не
просто констатация факта, но
формула цивилизационного исторического
противостояния, демаркационная линия. по которой проходит нерв современной
истории. Плох, по мнению Трубецкого, не сам романо-германский мир со своей
специфической культурой — в качестве одного из множественных миров он был бы
напротив крайне интересен и содержателен. Недопустимым. неприемлемым в нем
является лишь его агрессивное отношение ко всем остальным культурам, его
колониализм, доминаторство, склонность к цивилизационному геноциду и порабощению
всего инакового по отношению к нему.
Главным
упованием Трубецкого и всех евразийцев была Россия — именно здесь проницательно видели они парадоксальное сочетание двух начал —
архаической укоренённости в традиции и стремления к авангардному
культурно-технологическому рывку. Россия-Евразия, в евразийской идеологии,
мыслилась как форпост человечества в его противостоянии романо-германской
Европе, как территория фронта, на котором решается судьба тыла.
Евразийцы
видели сущность большевизма в
подъеме народного духа, в
выражении донной Руси, загнанной
в подполье еще с раскола и
времен Петра. Они утверждали глубинно
национальный характер Революции, как смутное, неосознанное, слепое, но отчаянное
и радикальное стремление русских вернуться к временам, предшествующим
“романо-германскому игу”. Перенос столицы в Москву интерпретировался ими в этом
же ключе. Здесь они были согласны с либералами относительно национальной природы
большевизма, но рассматривали этот фактор не отрицательно, а положительно, как
наиболее ценный, созидательный и органичный компонент
большевизма.
До 21 века
"евразийская" цивилизация все время защищалась от нападок
"романо-германской" цивилизации и даже во время ВОВ не пошла к Ла-Маншу,
хотя могла бы, может быть это и есть самая большая ошибка И.В.Сталина.
По-моему глубокому убеждению в 21 веке все переменится и не обязательно
силовыми методами. |
|
|
|
|
|
|